Выявление уровня инновационных способностей и технологии развития инновационного потенциала у детей-подростков
Автор: Царегородцева Светлана Александровна, кан. мед. наук, врач-психотерапевт, психолог ЦМИТ «Идея», г. Казань
В современном, динамически развивающимся мире инновации являются необходимостью, фактором, повышающим конкурентоспособность. Вопросы о роли инноваторов в современной экономике и проблемы системы профильного образования крайне актуальны в нынешнем контексте антикризисных мер. Необходимо развивать техническое творчество среди молодежи, чтобы дети в специальных центрах реализовывали свои идеи, а затем становились инноваторами [1-2, 4-6].
Инноваторы — это люди, которые работают с будущим, то есть с инновациями. Лучший способ предсказать будущее — это его спроектировать. Но перспективнее будет способ одновременного прогнозирования и проектирования будущего.
Модернизированная система образования [3] предполагает применение компетентностного подхода в подготовке специалиста высшего профессионального образования, изложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО – 03) от 24 марта 2011 года.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью названа цель достижения такого уровня экономического, технологического и социального развития РФ, которое позволило бы занять России достойное место среди ведущих мировых держав XXI века, обладающей высоким уровнем конкурентоспособности и способной обеспечить национальную безопасность страны.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации, так как главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять [7-10].
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к одаренным детям, к детям с инновационными способностями.
С целью разработки технологии диагностики и развития инновационного потенциала, выявления инженерных наклонностей в молодежной среде нами ведется работа в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Идея» города Казани. В основе нашего исследования лежит изучение и развитие профессиональных интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов.
В задачи входит разработка программно-методического обеспечения проекта по скрининговой диагностике инновационного потенциала личности и инженерных наклонностей в молодежной и школьной среде. Материалы подготовлены для электронного портала с целью реализации возможности удаленного участия в тестировании личности и получения результатов.
Основной идеей проектирования является целостный подход: результат обучения проектируется совместно с его диагностикой, перетекает в систему практических занятий (тренингов, лабораторных и др. видов работ) и производственных практик, во время которых и осуществляется окончательная диагностика сформированности ключевых результатов обучения.
Актуальность изучения инновационных способностей детей подросткового возраста и недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования: изучение уровня инновационных способностей у детей подросткового возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие школьники 7-х- 9-х классов 5 регионов РФ (Санкт-Петербург, Москва, Пензенской и Томской областей, Республики Татарстан).
Методы исследования. Диагностическое исследование инновационных способностей детей-подростков проводилось по следующим уровням с привлечением диагностического инструментария:
Методика целостного психологического описания свойств личности «Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер) предназначена для целостной оценки личностных свойств подростков и представляет собой многомерный личностный опросник (Приложение 1).
Результаты исследования и обсуждение. Методика «Личностные факторы принятия решений» (Т.В.Корнилова) (ЛФР-25) для диагностики важных инноваторских способностей предназначена для диагностики двух личностных свойств – готовности к риску и рациональности – как психологических переменных, отражающих характеристики личностной регуляции выборов субъекта (как принятия решений) в широком контексте жизненных ситуаций.
Опросник «Мотивационный профиль» разработан специалистами по подготовке персонала Шейлой Ричи и Питером Мартином. Для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей, которое назвали мотивационным профилем. Тест дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль, который позволяет получить представление о типах сотрудников, что существенно увеличивает рациональность использования кадрового ресурса на местах.
Цель опросника «Якоря карьеры» (Э.Шейн) – выявление структуры карьерных ориентаций личности и доминиру¬ющей ориентации в выборе карьеры.
По методике целостного психологического описания свойств личности «Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер) были получены данные целостной оценки личностных свойств детей-подростков по следующим критериям:
Полученные по данной методике результаты показали, что 44,7% учащихся характеризуются превосходством, влиятельностью, ориентированностью на межличностное взаимодействие, общей компетентностью в социальных взаимоотношениях. Из них 55,3%, напротив, отличаются сдержанностью, неспособностью отстаивать свои права, невысокой социальной ориентированностью, смущением и стеснением при социальных контактах.
Высокие баллы, полученные из группы у 53,2% учащихся по шкалам Re, So, Sc, Gi, Cm, Wb, To, свидетельствуют об их внимательности, заботливости, осторожности. Такие люди, как правило, характеризуются контролем над поведением, чувством долга и несклонностью к риску. 46,8% детей скорее, неосмотрительны, свободны от сдерживающих факторов, решительны и склонны к риску.
Направленность и стремление к достижениям характерны для 48,9% подростков (такие люди в целом обладают высокими достижениями в интеллектуальном и профессиональном планах, типичные представители типа людей «ум превыше мускул»). Внимательны, осторожны, не желают идти по прямой 51,1%. Такие люди обычно имеют тенденцию к обороне (защите), представители типа людей «мускулы превыше ума». 51,1% подростков любопытны и любознательны, отличаются широтой восприятия, адаптивностью и сензитивностью к окружению. 48,9% человек отличаются стремлением к рациональному восприятию действительности, прозаичностью, сухостью, склонны принимать вещи по их номинальной стоимости, они предпочитают стабильность и предсказуемость перемен.
В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты оценки личностных свойств подростков, полученные по «Калифорнийскому психологическому опроснику» (Макалистер).
Условные обозначения:
1 – Превосходство, влиятельность, ориентированность на межличностное взаимодействие;
2 – Сдержанность, неспособность отстаивать свои права;
3 – Контроль над поведением, чувство долга и несклонность к риску;
4 – Неосмотрительность, решительность и склонность к риску;
5 – Направленность и стремление к достижениям;
6 – Внимательность, осторожность, сопротивление (нежелание) идти по прямой;
7 – Любопытство и любознательность индивида, широта восприятия, адаптивность;
8 – Стремление к рациональному восприятию действительности, прозаичность, сухость
Рисунок 1 – Оценка личностных свойств подростков («Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер).
Результаты методики «Личностные факторы принятия решений» (Т.В.Корнилова) (ЛФР-25) для выявления рациональности и готовности к риску подростков показали, что в диагностируемой группе подростков завышенный тип рациональности оказался характерен для 19,1%, типичный – для 57,4%, заниженный – 23,4%. Оценка готовности к риску выявила завышенный индивидуальный показатель готовности к риску у 29,8% подростков, типичный – у 53,2% и заниженный – у 17,0% подростков.
Процентильные шкалы позволили более точно указать местоположение индивидуальных данных в отношении нормативной выборки: 76,6% в большей степени отличаются рациональностью, т.е. эти школьники характеризуются готовностью обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации, что может характеризовать разные, в том числе и рискованные решения субъекта.
Однако достаточно много в группе подростков (44,7%), которые недостаточно рациональны и более готовы к риску, т.е., они не всегда готовы обдумывать свои решения и не стремятся действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации. Этим проявляется стремление подчеркнуть свою самостоятельность в принятии решений, что вполне характерно для подросткового возраста. Следует отметить и тот факт, что в группе наблюдаются типичные оценки готовности к риску и рациональности (21,3%).
В таблице 2 и на рисунке 2 представлены результаты оценки рациональности и готовности к риску подростков, полученные по методике ЛФР-25 Т.В.Корниловой.
Условные обозначения:
Зав.ИПР – завышенный индивидуальный профиль рациональности;
ТИПР – типичный индивидуальный профиль рациональности;
Зан.ИПР – завышенный индивидуальный профиль рациональности;
Зав.ИПГР – завышенный индивидуальный профиль готовности к риску;
ТИПГР – типичный индивидуальный профиль готовности к риску;
Зан.ИПГР – заниженный индивидуальный профиль готовности к риску
Рисунок 2 – Оценка рациональности и готовности к риску подростков (ЛФР-25 Т.В.Корниловой)
По опроснику «Мотивационный профиль» (Ш.Ричи и П.Мартин) были определены индивидуальные сочетания наиболее и наименее актуальных для подростков потребностей (мотивационный профиль).
В числе наиболее актуальных потребностей подростков оказались: потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума, на это указали 27,7%; потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами –25,5%; потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности – 23,4%; потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения – 21,3%; потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей – 21,3% чел.; потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок – 19,1% чел.; потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – 19,1% чел.; потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности – 19,1% чел; потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе – 17,0% чел.; потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины – 10,6% чел.; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке – 4,3% чел. и потребность в четком структурировании работы. Наличие обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы – 4,3% человек.
В таблице 3 и на рисунке 3 представлены результаты оценки приоритетных потребностей подростков («Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартина).
Условные обозначения:
1 – Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; 2 — Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; 3 — Потребность в четком структурировании работы; 4 — Потребность в социальных контактах; 5 — Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения; 6 — Потребность в завоевании признания; 7- Потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; 8 — Потребность во влиятельности и власти; 9 — Потребность в разнообразии; 10 — Потребность быть открытым для новых идей; 11 — Потребность в самосовершенствовании; 12 — Потребность в ощущении востребованности
Рисунок 3 – Диаграмма оценки приоритетных потребностей подростков («Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартина)
По опроснику «Якоря карьеры» (Э.Шейн) была сделана попытка выявления структуры карьерных ориентаций подростков и доминирующей ориентации в выборе карьеры. При этом карьера рассматривалась как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом, и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Критериями удавшейся карьеры традиционно являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий), т. е. объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.
Доминирующими ориентациями в выборе карьеры подростков являются:
Полученные по опроснику «Якоря карьеры» (Э.Шейн) результаты подростков представлены в таблице 4 и в диаграмме на рисунке 4.
Условные обозначения:
ПК – профессиональная компетентность; М – менеджмент; А – автономия
Ст. – стабильность; Сл. – служение; В – вызов; ИСЖ – интеграция стилей жизни
П – предпринимательство
Рисунок 4 – Диаграмма оценки доминирующих ориентаций в выборе карьеры подростков (методика Э.Шейна)
На основе полученных результатов диагностирования подростков были определены уровни развития новаторских способностей.
1. Высокий уровень развития инновационных способностей: подростки отличаются направленностью и стремлением к достижениям, обладают высокими достижениями (свершениями) в интеллектуальном плане, отличаются любознательностью, широтой восприятия, рациональны при выполнении определенной работы, но в случае необходимости готовы пойти на риск. В числе их актуальных потребностей – потребность быть креативным, анализирующим, открытым для новых идей, а также потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их, доминирующими ориентациями в выборе подростками карьеры являются предпринимательство (стремятся создавать что-то новое, хотят преодолевать препятствия, готовы к риску) и вызов (конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач).
2. Средний уровень развития инновационных способностей: подростки достаточно сдержанны, не всегда отстаивают свои права, способны контролировать свое поведение, стремятся к достижениям, но при этом для них характерно сопротивление (нежелание) идти по прямой; более рациональны, чем готовы к риску; приоритетными ценностями являются потребность в социальных контактах, потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности; доминирующими ориентациями в выборе карьеры подростков являются автономия (не хотят подчиняться правилам организации, у них ярко выражена потребность все делать по-своему), интеграция стилей жизни (больше ценят свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру), профессиональная компетентность (ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области).
3. Низкий уровень развития инновационных способностей: подростки сдержанны, неспособны отстаивать свои права, осторожны, отличаются стремлением к рациональному восприятию действительности, сухостью, прозаичностью, недостаточно рациональны и не готовы обдумывать свои решения, их приоритетными потребностями являются потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении или в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке, доминирующими ориентациями при выборе карьеры у этих подростков – стабильность (ориентированы на поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения и выглядит более надежной в своей отрасли).
Опираясь на данные критерии уровней развития инновационных способностей, были сделаны выводы о количественном составе подростков в диагностируемой группе с разным уровнем развития. Так, высокий уровень развития инновационных способностей показали 25,5% школьников, средним уровнем характеризовались 51,1% школьников, низким – 23,4% школьников.
Таким образом, по результатам проведенного исследования были определены некоторые критерии для определения уровня развития инновационных способностей детей-подростков.
Психологические рекомендации по развитию инновационных способностей у подростков.
Эффективным для школьников подросткового возраста является тренинг, поэтому целесообразно развитие инновационных способностей подростков организовать в форме тренинговых занятий.
Цель тренинга – развитие способностей и ценностных ориентаций подростков, определение путей личностного и профессионального роста.
Тренинг включает 4 типа занятий, каждое занятие рассчитано на 2 часа. Встречи для проведения тренингов — 4 раза в неделю в течение 3-х месяцев. Всего проведено 48 занятий.
Тематический план занятий тренинга представлен в Таблице 5.
Темп работы на занятиях определялся индивидуальными особенностями участников группы. Содержание занятий предполагало смену видов деятельности. В начале и в конце занятия проводились особые ритуалы, которые включали гимнастические, психологические упражнения. Включение подобных заданий способствовало психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье подростков.
Для воспитания ответственности, решительности, уверенности психолого-педагогические рекомендации.
Значительные возможности для развития новаторских способностей подростков предоставляет учебная деятельность. Мы предложили педагогам психологические игры, для стимулирования развития новаторских способностей подростков. Игры целесообразно использовать на уроках с целью снижения напряжения, усталости, для реализации актуальной потребности, развития концентрации внимания и повышения интеллектуальной работоспособности подростков.
Методические материалы по работе с подростками будут представлены руководителям ЦМИТов после завершения комплекса работ.
Таким образом, на основе результатов диагностирования подростков, выявившего невысокий уровень развития инновационных способностей, были разработаны психологические рекомендации по развитию инновационных способностей подростков. В их числе – социально-психологический тренинг, цель которого состоит в развитии способностей и ценностных ориентаций подростков, определении путей личностного и профессионального роста.
Для воспитания ответственности, решительности, уверенности в себе, выработки умения идти на оправданный риск, действовать быстро и решительно подросткам предложены памятки-рекомендации. Учителям-предметникам рекомендовано использовать в работе с подростками в учебном процессе психологические игры с целью снижения напряжения, усталости, для реализации актуальной потребности, развития концентрации внимания и повышения интеллектуальной работоспособности подростков.
Обращение к проблеме формирования инновационных способностей личности подростка связано:
Список литературы.
В современном, динамически развивающимся мире инновации являются необходимостью, фактором, повышающим конкурентоспособность. Вопросы о роли инноваторов в современной экономике и проблемы системы профильного образования крайне актуальны в нынешнем контексте антикризисных мер. Необходимо развивать техническое творчество среди молодежи, чтобы дети в специальных центрах реализовывали свои идеи, а затем становились инноваторами [1-2, 4-6].
Инноваторы — это люди, которые работают с будущим, то есть с инновациями. Лучший способ предсказать будущее — это его спроектировать. Но перспективнее будет способ одновременного прогнозирования и проектирования будущего.
Модернизированная система образования [3] предполагает применение компетентностного подхода в подготовке специалиста высшего профессионального образования, изложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО – 03) от 24 марта 2011 года.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью названа цель достижения такого уровня экономического, технологического и социального развития РФ, которое позволило бы занять России достойное место среди ведущих мировых держав XXI века, обладающей высоким уровнем конкурентоспособности и способной обеспечить национальную безопасность страны.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации, так как главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять [7-10].
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к одаренным детям, к детям с инновационными способностями.
С целью разработки технологии диагностики и развития инновационного потенциала, выявления инженерных наклонностей в молодежной среде нами ведется работа в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Идея» города Казани. В основе нашего исследования лежит изучение и развитие профессиональных интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов.
В задачи входит разработка программно-методического обеспечения проекта по скрининговой диагностике инновационного потенциала личности и инженерных наклонностей в молодежной и школьной среде. Материалы подготовлены для электронного портала с целью реализации возможности удаленного участия в тестировании личности и получения результатов.
Основной идеей проектирования является целостный подход: результат обучения проектируется совместно с его диагностикой, перетекает в систему практических занятий (тренингов, лабораторных и др. видов работ) и производственных практик, во время которых и осуществляется окончательная диагностика сформированности ключевых результатов обучения.
Актуальность изучения инновационных способностей детей подросткового возраста и недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования: изучение уровня инновационных способностей у детей подросткового возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие школьники 7-х- 9-х классов 5 регионов РФ (Санкт-Петербург, Москва, Пензенской и Томской областей, Республики Татарстан).
Методы исследования. Диагностическое исследование инновационных способностей детей-подростков проводилось по следующим уровням с привлечением диагностического инструментария:
- уровню инновационных способностей по методике целостного психологического описания свойств личности «Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер);
- для диагностики важных инноваторских способностей по методике «Личностные факторы принятия решений» (Т.В. Корнилова) (ЛФР-25);
- уровню карьерных ориентаций с использованием опросников «Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П. Мартина и опросника «Якоря карьеры» Э.Шейна.
Методика целостного психологического описания свойств личности «Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер) предназначена для целостной оценки личностных свойств подростков и представляет собой многомерный личностный опросник (Приложение 1).
Результаты исследования и обсуждение. Методика «Личностные факторы принятия решений» (Т.В.Корнилова) (ЛФР-25) для диагностики важных инноваторских способностей предназначена для диагностики двух личностных свойств – готовности к риску и рациональности – как психологических переменных, отражающих характеристики личностной регуляции выборов субъекта (как принятия решений) в широком контексте жизненных ситуаций.
Опросник «Мотивационный профиль» разработан специалистами по подготовке персонала Шейлой Ричи и Питером Мартином. Для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей, которое назвали мотивационным профилем. Тест дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль, который позволяет получить представление о типах сотрудников, что существенно увеличивает рациональность использования кадрового ресурса на местах.
Цель опросника «Якоря карьеры» (Э.Шейн) – выявление структуры карьерных ориентаций личности и доминиру¬ющей ориентации в выборе карьеры.
По методике целостного психологического описания свойств личности «Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер) были получены данные целостной оценки личностных свойств детей-подростков по следующим критериям:
- самоуверенноость, уравновешенность, влиятельность, сформированность социальных навыков и эффективность в межличностном взаимодействии (I класс шкал CPI: Do, Cs, Sy, Sp, Sa, In, Em);
- зрелость личности, личностные ценности, самоконтроль и чувство ответственности (II класс шкал: Re, So, Sc, Gi, Cm, Wb, To);
- определение общего интеллектуального уровня и ориентированности на достижения (III класс шкал: Ac, Ai, Ie);
- оценка интересов, образа жизни или стиля жизни личности, насколько они соответствуют полоролевым характеристикам данной личности (IV класс шкал: Py, Fx, Fe/m).
Полученные по данной методике результаты показали, что 44,7% учащихся характеризуются превосходством, влиятельностью, ориентированностью на межличностное взаимодействие, общей компетентностью в социальных взаимоотношениях. Из них 55,3%, напротив, отличаются сдержанностью, неспособностью отстаивать свои права, невысокой социальной ориентированностью, смущением и стеснением при социальных контактах.
Высокие баллы, полученные из группы у 53,2% учащихся по шкалам Re, So, Sc, Gi, Cm, Wb, To, свидетельствуют об их внимательности, заботливости, осторожности. Такие люди, как правило, характеризуются контролем над поведением, чувством долга и несклонностью к риску. 46,8% детей скорее, неосмотрительны, свободны от сдерживающих факторов, решительны и склонны к риску.
Направленность и стремление к достижениям характерны для 48,9% подростков (такие люди в целом обладают высокими достижениями в интеллектуальном и профессиональном планах, типичные представители типа людей «ум превыше мускул»). Внимательны, осторожны, не желают идти по прямой 51,1%. Такие люди обычно имеют тенденцию к обороне (защите), представители типа людей «мускулы превыше ума». 51,1% подростков любопытны и любознательны, отличаются широтой восприятия, адаптивностью и сензитивностью к окружению. 48,9% человек отличаются стремлением к рациональному восприятию действительности, прозаичностью, сухостью, склонны принимать вещи по их номинальной стоимости, они предпочитают стабильность и предсказуемость перемен.
В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты оценки личностных свойств подростков, полученные по «Калифорнийскому психологическому опроснику» (Макалистер).
Условные обозначения:
1 – Превосходство, влиятельность, ориентированность на межличностное взаимодействие;
2 – Сдержанность, неспособность отстаивать свои права;
3 – Контроль над поведением, чувство долга и несклонность к риску;
4 – Неосмотрительность, решительность и склонность к риску;
5 – Направленность и стремление к достижениям;
6 – Внимательность, осторожность, сопротивление (нежелание) идти по прямой;
7 – Любопытство и любознательность индивида, широта восприятия, адаптивность;
8 – Стремление к рациональному восприятию действительности, прозаичность, сухость
Рисунок 1 – Оценка личностных свойств подростков («Калифорнийский психологический опросник» (Макалистер).
Результаты методики «Личностные факторы принятия решений» (Т.В.Корнилова) (ЛФР-25) для выявления рациональности и готовности к риску подростков показали, что в диагностируемой группе подростков завышенный тип рациональности оказался характерен для 19,1%, типичный – для 57,4%, заниженный – 23,4%. Оценка готовности к риску выявила завышенный индивидуальный показатель готовности к риску у 29,8% подростков, типичный – у 53,2% и заниженный – у 17,0% подростков.
Процентильные шкалы позволили более точно указать местоположение индивидуальных данных в отношении нормативной выборки: 76,6% в большей степени отличаются рациональностью, т.е. эти школьники характеризуются готовностью обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации, что может характеризовать разные, в том числе и рискованные решения субъекта.
Однако достаточно много в группе подростков (44,7%), которые недостаточно рациональны и более готовы к риску, т.е., они не всегда готовы обдумывать свои решения и не стремятся действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации. Этим проявляется стремление подчеркнуть свою самостоятельность в принятии решений, что вполне характерно для подросткового возраста. Следует отметить и тот факт, что в группе наблюдаются типичные оценки готовности к риску и рациональности (21,3%).
В таблице 2 и на рисунке 2 представлены результаты оценки рациональности и готовности к риску подростков, полученные по методике ЛФР-25 Т.В.Корниловой.
Условные обозначения:
Зав.ИПР – завышенный индивидуальный профиль рациональности;
ТИПР – типичный индивидуальный профиль рациональности;
Зан.ИПР – завышенный индивидуальный профиль рациональности;
Зав.ИПГР – завышенный индивидуальный профиль готовности к риску;
ТИПГР – типичный индивидуальный профиль готовности к риску;
Зан.ИПГР – заниженный индивидуальный профиль готовности к риску
Рисунок 2 – Оценка рациональности и готовности к риску подростков (ЛФР-25 Т.В.Корниловой)
По опроснику «Мотивационный профиль» (Ш.Ричи и П.Мартин) были определены индивидуальные сочетания наиболее и наименее актуальных для подростков потребностей (мотивационный профиль).
В числе наиболее актуальных потребностей подростков оказались: потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума, на это указали 27,7%; потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами –25,5%; потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности – 23,4%; потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения – 21,3%; потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей – 21,3% чел.; потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок – 19,1% чел.; потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их – 19,1% чел.; потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности – 19,1% чел; потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе – 17,0% чел.; потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины – 10,6% чел.; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке – 4,3% чел. и потребность в четком структурировании работы. Наличие обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы – 4,3% человек.
В таблице 3 и на рисунке 3 представлены результаты оценки приоритетных потребностей подростков («Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартина).
Условные обозначения:
1 – Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; 2 — Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; 3 — Потребность в четком структурировании работы; 4 — Потребность в социальных контактах; 5 — Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения; 6 — Потребность в завоевании признания; 7- Потребность ставить для себя сложные цели и достигать их; 8 — Потребность во влиятельности и власти; 9 — Потребность в разнообразии; 10 — Потребность быть открытым для новых идей; 11 — Потребность в самосовершенствовании; 12 — Потребность в ощущении востребованности
Рисунок 3 – Диаграмма оценки приоритетных потребностей подростков («Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартина)
По опроснику «Якоря карьеры» (Э.Шейн) была сделана попытка выявления структуры карьерных ориентаций подростков и доминирующей ориентации в выборе карьеры. При этом карьера рассматривалась как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом, и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Критериями удавшейся карьеры традиционно являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий), т. е. объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.
Доминирующими ориентациями в выборе карьеры подростков являются:
- 19,1% чел. – автономия (обычно такие люди не хотят подчиняться правилам организации, у них ярко выражена потребность все делать по-своему);
- 19,1% чел. – интеграция стилей жизни, что характеризует их как людей, которые больше ценят свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру;
- 17,0% чел. – менеджмент (первостепенное значение имеет ориентация на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации);
- 14,9% чел. – стабильность (такие люди ориентированы на поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения и выглядит более надежной в своей отрасли);
- 10,6% чел. – профессиональная компетентность (ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области);
- 8,5% чел. – предпринимательство (такие люди стремятся создавать что-то новое, они хотят преодолевать препятствия, готовы к риску);
- 4,3% чел. – служение (основными ценностями таких людей являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше»;
- 6,4% чел. – вызов (основные ценности таких людей – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач).
Полученные по опроснику «Якоря карьеры» (Э.Шейн) результаты подростков представлены в таблице 4 и в диаграмме на рисунке 4.
Условные обозначения:
ПК – профессиональная компетентность; М – менеджмент; А – автономия
Ст. – стабильность; Сл. – служение; В – вызов; ИСЖ – интеграция стилей жизни
П – предпринимательство
Рисунок 4 – Диаграмма оценки доминирующих ориентаций в выборе карьеры подростков (методика Э.Шейна)
На основе полученных результатов диагностирования подростков были определены уровни развития новаторских способностей.
1. Высокий уровень развития инновационных способностей: подростки отличаются направленностью и стремлением к достижениям, обладают высокими достижениями (свершениями) в интеллектуальном плане, отличаются любознательностью, широтой восприятия, рациональны при выполнении определенной работы, но в случае необходимости готовы пойти на риск. В числе их актуальных потребностей – потребность быть креативным, анализирующим, открытым для новых идей, а также потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их, доминирующими ориентациями в выборе подростками карьеры являются предпринимательство (стремятся создавать что-то новое, хотят преодолевать препятствия, готовы к риску) и вызов (конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач).
2. Средний уровень развития инновационных способностей: подростки достаточно сдержанны, не всегда отстаивают свои права, способны контролировать свое поведение, стремятся к достижениям, но при этом для них характерно сопротивление (нежелание) идти по прямой; более рациональны, чем готовы к риску; приоритетными ценностями являются потребность в социальных контактах, потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности; доминирующими ориентациями в выборе карьеры подростков являются автономия (не хотят подчиняться правилам организации, у них ярко выражена потребность все делать по-своему), интеграция стилей жизни (больше ценят свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру), профессиональная компетентность (ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области).
3. Низкий уровень развития инновационных способностей: подростки сдержанны, неспособны отстаивать свои права, осторожны, отличаются стремлением к рациональному восприятию действительности, сухостью, прозаичностью, недостаточно рациональны и не готовы обдумывать свои решения, их приоритетными потребностями являются потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении или в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке, доминирующими ориентациями при выборе карьеры у этих подростков – стабильность (ориентированы на поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения и выглядит более надежной в своей отрасли).
Опираясь на данные критерии уровней развития инновационных способностей, были сделаны выводы о количественном составе подростков в диагностируемой группе с разным уровнем развития. Так, высокий уровень развития инновационных способностей показали 25,5% школьников, средним уровнем характеризовались 51,1% школьников, низким – 23,4% школьников.
Таким образом, по результатам проведенного исследования были определены некоторые критерии для определения уровня развития инновационных способностей детей-подростков.
Психологические рекомендации по развитию инновационных способностей у подростков.
Эффективным для школьников подросткового возраста является тренинг, поэтому целесообразно развитие инновационных способностей подростков организовать в форме тренинговых занятий.
Цель тренинга – развитие способностей и ценностных ориентаций подростков, определение путей личностного и профессионального роста.
Тренинг включает 4 типа занятий, каждое занятие рассчитано на 2 часа. Встречи для проведения тренингов — 4 раза в неделю в течение 3-х месяцев. Всего проведено 48 занятий.
Тематический план занятий тренинга представлен в Таблице 5.
Темп работы на занятиях определялся индивидуальными особенностями участников группы. Содержание занятий предполагало смену видов деятельности. В начале и в конце занятия проводились особые ритуалы, которые включали гимнастические, психологические упражнения. Включение подобных заданий способствовало психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье подростков.
Для воспитания ответственности, решительности, уверенности психолого-педагогические рекомендации.
Значительные возможности для развития новаторских способностей подростков предоставляет учебная деятельность. Мы предложили педагогам психологические игры, для стимулирования развития новаторских способностей подростков. Игры целесообразно использовать на уроках с целью снижения напряжения, усталости, для реализации актуальной потребности, развития концентрации внимания и повышения интеллектуальной работоспособности подростков.
Методические материалы по работе с подростками будут представлены руководителям ЦМИТов после завершения комплекса работ.
Таким образом, на основе результатов диагностирования подростков, выявившего невысокий уровень развития инновационных способностей, были разработаны психологические рекомендации по развитию инновационных способностей подростков. В их числе – социально-психологический тренинг, цель которого состоит в развитии способностей и ценностных ориентаций подростков, определении путей личностного и профессионального роста.
Для воспитания ответственности, решительности, уверенности в себе, выработки умения идти на оправданный риск, действовать быстро и решительно подросткам предложены памятки-рекомендации. Учителям-предметникам рекомендовано использовать в работе с подростками в учебном процессе психологические игры с целью снижения напряжения, усталости, для реализации актуальной потребности, развития концентрации внимания и повышения интеллектуальной работоспособности подростков.
Обращение к проблеме формирования инновационных способностей личности подростка связано:
- с требованиями современного общества к выпускнику вуза как специалисту, способному быстро ориентироваться в условиях инновационных преобразований, происходящих во всех сферах производства;
- с нарастающими тенденциями модернизации образовательной политики Российской Федерации и возникающими в связи с этим потребностями в кадрах, способных к творчеству, инновациям, владеющих инновационной культурой.
Список литературы.
- Аксенова, Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом /Э.А. Аксенова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.eidos.ru
- Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем: Межвуз. сб. науч. тр. под ред. В.В.Полукарова, Е.А. Стародубова. – Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2001. — 162 с.
- Аношкина, В.Л. Образование. Инновации. Будущее /В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://
- Миронова, Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы /Г.В.Миронова //Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. – Уфа, 2010. – C. 92-97.
- Першукова, А.В. Развитие творческих способностей подростков /А.В. Першукова, С.В. Сидоров. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashpsixolog.ru
- Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 2006. – 416 с.
- Резапкина, Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения /Г.Резапкина. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: psy.1september.ru.
- Розов, Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании /Н.Х.Розов.- М.: Академия, 2007. – 191 с.
- Самойлов, Е.А. Лидерство и новаторство как ключевые компетенции /Е.А. Самойлов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: didacts.ru.
- Юркевич, В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми /В.С.Юркевич //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2010. — № 5. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www. psyedu.ru.
0 комментариев