ПРОЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Автор: Светлана Генриховна Кириллова. Лучшие практики по обновлению содержания и технологий дополнительного образования
Подходит к концу 2017 год. В этом году мы отметили пятилетие майских Указов Президента России. В них перед образовательной политикой была поставлена цель: создать условия для того, чтобы к 2020 году три четверти российских детей в возрасте от 5 до 18 лет могли посещать Дворцы детского творчества, кружки и секции.
Пути достижения этого результата были намечены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в «дорожной карте» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Впервые в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы была выделена отдельная задача: развитие дополнительного образования детей (задача 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»).
Для ее решения в 2016-2017 годах в регионах России был реализован комплекс мер, направленных на развитие эффективной системы дополнительного образования детей. В Министерстве образования и науки Российской Федерации эту деятельность курирует Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
В 2017 года настало время подвести первые итоги.
УЧЕНЫЕ УБЕЖДЕНЫ В ТОМ, ЧТО СЕГОДНЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ЭТО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
«В 2016 года в России произошло много институциональных изменений, обусловивших новое отношение к дополнительному образованию детей, — отмечает Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования НИУ Высшая школа экономики. – С 2017 года в нашей стране был введен специальный код бюджетной классификации для дополнительного образования детей. Это — итог трехлетней работы многих специалистов, в том числе из НИУ ВШЭ. И сегодня мы впервые можем не только увидеть статистику по каждому региону Российской Федерации, но и проанализировать дифференциацию между муниципалитетами по тому критерию, сколько средств было направлено на дополнительное образование детей в каждом из них. Возможность видеть масштаб этих средств и их движение в каждом муниципалитете, стало важным достижением этого года. До сих пор у нас финансировалась сеть учреждений дополнительного образования детей, а не само это образование. Мы не знали, сколько средств муниципалитеты тратят на этот сектор образования. Теперь – знаем».
В 2017 году экспертам удалось, опираясь на данные Росстата, оценить суммы затрат на дополнительное образование в разных регионах и муниципалитетах России.
В консолидированном бюджете на эти цели было запланировано 213 миллиардов рублей.
К ним прибавились 200 миллиардов рублей из средств регионов и муниципалитетов.
«Для сравнения: масштаб вложений в дополнительное образование детей сегодня превышает объем средств, направляемых на среднее профессиональное образование в субъектах и муниципалитетах, — объясняет Ирина Абанкина. – Такие объемы бюджетных средств по своему масштабу могут быть соотнесены с одним из уровней образования: средним профессиональным образованием. Ознакомившись с этими цифрами, мы впервые можем сделать вывод, что в 2017 году в нашей стране дополнительное образование детей стало полноценным уровнем образования».
Сегодня большинство организаций дополнительного образования детей финансируются муниципалитетами.
Проанализировав муниципальные вложения в эту сферу образования, исследователи сделали вывод: большая часть средств уходит на зарплаты педагогов и финансирование текущей деятельности.
Лишь некоторые муниципальные бюджеты могли выделить средства на развитие инфраструктуры и переоснащение программ дополнительного образования.
«Поэтому для нас так важны национальные приоритеты, которые держат в фокусе развитие дополнительного образования и инвестирование в его инфраструктуру, — говорит Ирина Абанкина. — Эта институциональная среда позволяет перейти к управлению результатами, к движению финансовых средств вслед за интересами самих детей. Внутри нее можно согласовывать цели и политику дополнительного образования, начиная с уровня органов местного самоуправления».
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ СДАВАТЬ ГТО ПО ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Каким должно быть дополнительное образование в современном мире? За последние годы изменилось представление о том, какую роль оно играет в жизни каждого ребенка, каждой семьи, каждой социальной группы и – всей системы образования.
С каждым годом растет ранний интерес детей к новым технологиям, к разным формам научно-технического творчества.
В сфере их увлечений — 3D моделирование и робототехника,
«Мы входим в цифровую экономику. Сегодня уже обсуждается аналог ГТО по цифровой экономике, — отмечает Татьяна Всеволодовна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики НИУ Высшая школа экономики. — Мне кажется, что именно система дополнительного образования могла бы дать возможность школьникам оценить свои способности и знания в этой области. Такого рода результаты и полученные квалификации и компетенции в области цифровой экономики могли бы приносить выпускникам дополнительные баллы при поступлении в вузы».
До 2016 года школьники России могли реализовать свои таланты в нескольких уникальных центрах, которые давали детям дополнительное образование с использованием самых современных технологий.
В 2011 году открылся первый Город Профессий: детский парк игрового обучения, в котором все выглядит и действует, как в настоящем городе. В 2013 году в Новосибирске начал работу первый кружок робототехники под брендом «Лига роботов».
В 2017 году около двух сотен его секций действуют в Москве и 20 регионах Российской Федерации.
Большим успехом у детей пользуются профильные смены и партнерские программы исследовательской и научно-технической направленности в лагерях «Сириус» «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», которые работают круглогодично и посменно.
Однако попасть в них – большая удача и для школьника, и для его семьи.
Родительские форумы пестреют вопросами: «Как нам попасть в «Сириус»?», «Мы живем в селе. Научите нас, как достать для ребенка путевку на профильную смену в «Артек»?»
Большинство детей из возрастной когорты «от 5 до18-ти» по-прежнему живет в селе и в малых городах.
Тем самым сокращаются шансы молодого поколения получить самое современное неформальное образование в области новых технологий.
Поэтому перед страной была поставлена задача: создать в каждом субъекте Российской Федерации новые возможности для дополнительного образования детей в области современных технологий.
Эксперты подчеркивают: единых решений для всех субъектов Российской Федерации не будет.
На повестке дня стоит иная задача: создать разнообразные модели организации деятельности, которыми могли бы воспользоваться другие регионы и муниципалитеты.
В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования был объявлен конкурс «Реализация современных моделей организации дополнительного образования детей в области технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков».
В нем победили 16 государственных и негосударственных организаций из разных регионов России. Каждая из них по праву демонстрирует свое лидерство в дополнительном образовании.
Среди победителей – государственные классические и педагогические университеты (Петрозаводск и республика Башкортостан), Институт развития образования (Ярославская область), технопарки и кванториумы (детские технопарки «Кванториум» из Набережных Челнов и «Кванториум Югры» из Ханты-Мансийского автономного округа), детские Малые академии наук (одна — в Подмосковье, другая — в Севастополе), региональная общественная организация (Красноярск), образовательный фонд (Краснодарский край), негосударственный научно-технический центр «Сайберкад» из Ставропольского края…
На этих экспериментальных площадках развиваются различные формы и направления дополнительного образования детей, научно-исследовательского и технического творчества, сетевого взаимодействия, дистанционного образования.
Сегодня особую важность приобретают модельные разработки, конкретные кружки «под ключ», с программным продуктом, привязанной к ним образовательной программой и программой подготовкой кадров.
«Мы ожидаем от участников эксперимента моделей, которые могли бы быть распространены на другие субъекты Российской Федерации», — говорит Ирина Абанкина.
«ОСОБЕННОСТЬ НАШИХ ПРОЕКТОВ – ИНКЛЮЗИВНОСТЬ»
Есть еще одна важная составляющая новых проектов: не только увлечь подростков техническим творчеством, но рассказать о том, как оно может помочь людям.
«Наши школьники вместе с наставниками конструируют особый прибор, который позволяет слепому человеку спокойно ходить по улицам, зная, где он находится. С его помощью можно добраться до любого объекта, — рассказывает Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР лицея № 176 Новосибирска. — Этот прибор основан на двух типах антенн – широкоформатной и узкоформатной. Если направить антенну в определенную сторону, в наушник придет сигнал: «Вы на улице Немировича — Данченко, на стороне, где нумерация идет по возрастающей». Слепой человек с этим прибором в руках может самостоятельно передвигаться по улице. Принципиальное отличие нашего прибора от существующих навигационных систем в том, что они настроены на систему Глонасс, а у нас в Новосибирске не везде устойчивая зона покрытия. Поэтому слепому человеку труднее выстроить маршрут своего передвижения по городу. Зато прибор, конструируемый нашими школьниками, позволяет ему передвигаться в любом месте города». Лариса Валерьевна Ефанова продолжает: «Наши ребята придумали интересное решение для обучения школьников быстрому счёту, мы назвали проект «Абакус (ментальная арифметика)». Программа позволяет овладеть навыками быстрых арифметических вычислений не только детям нормы, но и слабовидящим школьникам. Среда разработки Visual Studio, язык программирования C#. Созданная школьниками программа «Абакус» имеет богатый интерфейс пользователя и набор инструментов.
Новые проекты по развитию дополнительного образования в пилотных регионах направлены не только на вовлечение ярких и талантливых детей, но и тех, которых мы называем детьми с особыми нуждами или с ограниченными возможностями здоровья.
В «Региональном модельном центре» Республики Бурятии уже привели в готовность и переоборудовали помещения, чтобы дети с ОВЗ могли заниматься в них по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа «Доступная среда» действует по всей республике.
К ней подключились школы и муниципальные организации дополнительного образования.
А для детей с ограничениями здоровья, которые не могут посещать занятия, «Региональный модельный центр» разработал сайт дистанционного образования «Центр равных возможностей». На нем будут выкладываться видеоуроки и методические рекомендации для педагогов и родителей.
Тогда школьники с ОВЗ смогут учиться по программам дополнительного образования дистанционно, в зависимости от рекомендаций врача. Важно, что они в этом случае смогут выбирать программы дополнительного образования и получать обратную связь от опытных педагогов.
«Особенность наших проектов в области дополнительного образования – инклюзивность, — объясняет Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР лицея № 176 Новосибирска. — В каждой профильной смене участвуют слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие дети. Мы вовлекаем в работу детей с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра и даже школьников с такой нозологией как дефицит внимания».
17 образовательных организаций Новосибирска (в том числе коррекционные школы), объединились в сеть социального партнерства, которая распространяется и на уровень региона.
Ученики из коррекционных школ принимают участие в каждой профильной смене и в организуемых для всех хакатонах.
КАК «ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ» ПРЕВРАЩАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проекты, над которыми дети работают в рамках программ дополнительного образования, должны быть социально значимы и востребованы в обществе.
Одно из важнейших направлений, позволяющих детям и подросткам почувствовать себя частью социума, — это экология.
В Тверской области получила грант ФЦПРО экспериментальная площадка по развитию школьных лесничеств.
А в Астраханской области сельские школьники осуществляют экологические проекты, которые имеют большое значение для региона.
«Помните, как мы все вели в школе дневники наблюдений? — говорит Максим Равильевич Резаков, директор Института развития образовании города Астрахани. — Мы снимали показания барометра и термометра, но это не имело практической пользы. Сегодня в сотне школ Астраханской области есть наборы датчиков для определения температуры почвы и уровня загрязненности воды. Учащиеся каждую пятницу проводят анализ уровня загрязненности воды, температуры почвы… Метеостанции расположены на каждом 100 километре, а школы – чаще. С помощью школьников можно проводить единые комплексные обследования на уровне целого региона, которые представляют как исследовательский, так и практический интерес. Если мы получим полноценное исследование о том, что уровень загрязненности воздуха за пять лет увеличился, то многие проекты нужно срочно запускать в другом масштабе. И очень важно, что эти данные собраны не общественными активистами (которые поработали перед выборами и уехали), а непосредственно жителями региона, школьниками».
…Многие астраханские школьники с 1-2 класса начинают заниматься своей будущей профессией. Даже младшеклассники могут участвовать в сетевом проекте «Аквапоника», который разворачивается в 30 образовательных организациях на территории Астраханской области. Школьники работают на аквапонических системах закрытого цикла, выращивают рыбу и определенные растения, заполняют журналы наблюдений. Данные, собранные ими в рамках единого исследовательского проекта, загружаются на платформу «ГлобалЛаб», которая сводит их в единую таблицу.
Краудсорсинговая площадка, которая сегодня создана в Институте развития образования Астраханской области, открыта для всех: любой ребенок имеет возможность разместить на ней свой проект.
Впрочем, чаще всего к проекту присоединяются целыми школами. Ведь единая онлайн платформа снимает вопрос о стоимости программ.
В Астрахани понимают образовательную сеть не как взаимодействие двух учреждений, но как инновационную интерактивную дистанционную площадку, которая позволяет использовать ресурсы в онлайн форме.
На площадке выкладываются уже проработанные методистами проекты для педагогов дополнительного образования или основной школы, которые закрывают те или иные модельные блоки по дополнительному или общему образованию.
С помощью небольших корректировок программу дополнительного образования стремятся привязать к программе общего образования и работать по модели «перевернутый класс».
ПИЛОТНЫЕ РЕГИОНЫ ВВОДЯТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Институт развития образования города Астрахани стремится использовать те ресурсы и то лабораторное оборудование, которое уже есть в школах.
Однако для многих программ научно-исследовательской и технической направленности требуются дополнительные средства. Требуются они и для созданий условия, в которых будут заниматься дети в ОВЗ.
Это — более дорогие программы и по уровню оборудования и по квалификации педагогов.
Смогут ли семьи отправлять детей на эти программы бесплатно?
«Для нас сегодня очень важно справедливое распределение средств: финансирование выбора семей, поддержка их заинтересованности в получении дополнительного образования, — подчеркивает Ирина Абанкина. – Мы переходим к поддержке реализации программ на условиях персонифицированного выбора: это значит, что бюджетные деньги следуют за выбором семей».
В 2016 году в рамках ФЦПРО впервые объявлен конкурс среди субъектов Российской Федерации на 2016-2017 годы по мероприятию «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».
Пилотный проект проводится в Астраханской, Вологодской, Тульской областях, Пермском крае, Республиках Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе.
В 2017 году к этим регионам присоединились Республика Бурятия и Тюменская область.
Каждый из регионов получил субсидию из федерального бюджета почти на 200 млн. рублей.
Среди экспериментальных программ, которые реализуют эти субъекты Российской Федерации, — модели персонифицированного финансирования для системы дополнительного образования этих регионов, отработка механизмов независимой оценки качества дополнительного образования и информирования семей о программах дополнительного образования.
Но главное — регионы переходят на механизмы прозрачного формульного расчета субсидий на дополнительное образование, рассчитанные в человеко-часах.
Это имеет ключевое значение для управления системой дополнительного образования.
«Регионы к концу 2017 года наработали лучшие практики, направленные на прозрачность расходовании бюджетных средств в области дополнительного образования, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина. – Ханты-Мансийский автономный округ и Астраханская область уже с 2016 года распределяли деньги на дополнительное образование детей на основе норматива. А в 2017 году надо, прежде всего, отметить достижения Белгородской и Курской областей, Ставропольского и Краснодарского краев».
Эксперты подчеркивают: в 2017 году впервые в истории России деньги на дополнительное образование стали адресными.
Они идут из регионального бюджета в муниципальные бюджеты по отдельному каналу. Это стало возможным потому, что для дополнительного образования сформирован специальный код бюджетной классификации.
Теперь эти денежные потоки можно разбить на ручейки и распределить по семьям с помощью сертификатов.
Каждый сертификат позволяет семьям отправить детей на обучение по шести направлениям общеразвивающих программ дополнительного образования: технической естественнонаучной, спортивной, художественной, туристическо-краеведческой и социально-педагогической.
В 2017 году часть пилотных регионов выдает семьям сертификат в денежном выражении.
Это значит: семьям, заключившим договор с муниципалитетом на услуги дополнительного образования, называют точную сумму, которая заложена в сертификат.
Они будут знать, сколько рублей будет стоить программа дополнительного образования для их ребенка.
В других субъектах Российской Федерации (например, в Республике Бурятии и в Астраханской области) наполнение сертификата выражено в часах. В Бурятии и в Астраханской области этот документ выдается семье в электронном виде: в одном случае — на 216 бесплатных часов дополнительного образования в год, в другом – на 316 часов. Руководители образования Республики Бурятия указывают, что почасовые нормативы на одного ребенка различаются по муниципалитетам, поэтому удобнее определять программу в часах. Большинство программ дополнительного образования укладывается в их республике в 216 часов.
В Астраханской области бюджет сам рассчитывает (в зависимости от того, какие программы выбраны детьми) общий объем субсидий организациям, которым семьи передали свои электронные сертификаты.
«Если говорить о введении нормативно-подушевого финансирования в дополнительное образование, мне кажется наиболее последовательной и убедительной практика Белгородской области, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина. – Здесь ввели стоимостные группы в соответствии с направленностями образовательных программ. Сегодня в дополнительном образовании Белгородской области финансируются человеко-час (в среднем, это 64 рубля). Для сравнения: соответствующий базовый норматив, рассчитанный на минимальном уровне (это – уровень Республики Дагестан) равняется 36 рублям 44 копейкам. В Белгородской области все просчитано, сформирован грамотный перечень услуг, который реально является основной для установления муниципальных заданий при распределении бюджетных ресурсов.
Немало сделано в этом направлении и в Курской области. Очень большую работу проделал Краснодарский край, — продолжает Ирина Абанкина. – Органы исполнительной власти края приняли много документов, провели немало семинаров по повышению квалификации как для руководителей организаций дополнительного образования, так и для финансовых органов, которые реализуют этот подход.
В Ставропольском крае приняты два норматива для каждой направленности программ дополнительного образования. Задача образовательной организации — распределить их.
Один норматив рассчитан для общеразвивающих программ с федеральными государственными требованиями и второй (в два раза ниже первого) – для программ, в которых эти требования не предусмотрены.
Внутри общеразвивающих программ нет стоимостных групп. Это объясняется тем, что трудно заранее предсказать, сколько детей придет на ту или иную направленность. Органы власти рассчитывают субсидии на основании единого норматива, но предоставляют право самим организациям дополнительного образования распределить средства на оплату труда педагогов и на оснащение учебного процесса.
Это происходит в соответствии с тем, сколько учащихся пришли на ту или иную направленность».
ТЬЮТОР ИЛИ ВОЖАТЫЙ?
Одно из актуальных направлений дополнительного образования, — это программы воспитания гражданской позиции.
Общепризнанно, что программы дополнительного образования помогают лучше освоить школьные предметы.
Однако обучение по программе можно построить так, чтобы она дала школьникам возможность почувствовать себя гражданином своей страны, республики, города или деревни.
В семьях, проживающих в Российской Федерации, формируется спрос на программы дополнительного образования патриотической направленности.
По данным мониторинга экономики образования НИУ Высшая школа экономики 2015-2016 года, 5% семей выбрали для детей занятия туристическо-краеведческой направленности и 3% — программы, связанные с военно-патриотическим воспитанием.
Эксперты убеждены, что востребованность программ, дополнительного образования, развивающие гражданскую позицию, станет выше, если разработчики программ в регионах будут учитывать запросы семей.
Пример активной работы в этом направлении дает экспериментальная площадка в Республике Чечня.
«Ни для кого не секрет, что субъекты Российской Федерации – очень разные. Они отличаются друг от друга даже на Кавказе, — говорит Анна Александровна Карпухина начальник Отдела развития и продвижения проектов Чеченского государственного педагогического университета. — Чеченская республика — один из уникальных субъектов Российской Федерации. Поэтому у нас все федеральные программы для работы с детьми и любых общественных организаций нужно адаптировать под запросы республики, учитывая факторы религии и национальности. Эту задачу и решает наш ресурсный центр по сопровождению программ, обеспечивающих социализацию и формирование гражданской идентичности детей и молодежи в Чеченском государственном педагогическом университете. Мы помогаем учителям и школам Чечни адаптировать к реалиям их жизни федеральные программы, конкурсы и мероприятия общественной направленности. Учителям не нужно тратить на это слишком много времени, отвлекаясь от своей основной работы».
…На сайте Чеченского государственного педагогического университета скоро появится отдельный раздел с программами дополнительного образования, которые могут использовать учителя и общественные организации республики. Он станет методической и новостной платформой для создания единой сети школ, вузов и общественных объединений Чечни.
«Сейчас студенты нашего педагогического университета не реже одного раза в неделю выходят временными вожатыми в школы, — объясняет Анна Александровна Карпухина. – Этот пример — первый на Кавказе. У нас в республике 499 школ, мы работаем с 50 из них. Но только 24 из них расположены в городах, остальные – в горных районах. Мы подготовили уже 150 студентов, которые недавно начали работу в школах. У нас до сих пор вожатых в школах не было. Наша задача и посыл Министерства образования – возродить систему вожатых и содействовать развитию «Российского движения школьников. Будущие педагоги должны не только отрабатывать свой предмет: у них для этого есть учебная практика. Заниматься с детьми они должны прямо сейчас».
Новые вожатые в официальных документах называются тьюторами. Некоторые студенты надеялись, что их тьюторство будет заключаться только в посещении семинаров. Познакомившись со школой поближе, новые вожатые решили, что настоящая школьная жизнь гораздо интереснее семинаров. Одни вожатые-тьюторы собираются проводить школьный фестиваль короткометражных фильмов, другие хотят реализовать экологические и патриотические программы воспитания.
Теперь они сами просят у своих наставников познакомить их с новыми программами дополнительного образования.
А в Новосибирске выстраивается очередь из желающих получить подготовку тьютора для работы по программам дополнительного образования детей и проведения профильных смен.
«Мы изначально закладывали в программу подготовки тьюторов цифру в 100 человек, но сейчас их уже 150, — рассказывает Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР Лицея № 176 Новосибирска. — Особенность нашей программ подготовки тьюторов в том, что мы берем не только людей с педагогическим образованием. Сама программа предполагает получение основ педагогической компетенции. И еще подготовка тьюторов сопровождается психолого-педагогическим лекторием на 72 часа. В основу курсов заложены особые методики, на основании которых можно отследить свойственную некоторым людям скрытую агрессию. В этом случае им не рекомендовано работать с детьми. Но таких людей среди желающих стать нашими тьюторами мы еще ни разу не встретили!».
«Хочется отметить, что мы сделали интересное предложение для людей старшего возраста, имеющих базовое инженерное образование, поясняет Лариса Валерьевна Ефанова. – Помимо программы подготовки тьюторов, у нас реализуется программа подготовки наставников, в рамках которой инженеры старшего поколения проходят переподготовку по актуальным современным компетенциям, таким как «Беспилотные летательные аппараты», «Мобильная робототехника», «3D компас», «3D принтер», «Программирование», «Станки с ЧПУ», «Архитектурное моделирование и макетирование», «Конструирование одежды», «Куборо». И надо сказать, что очередь из желающих пройти переподготовку расписана на полгода вперед».
«Мы регулярно составляем программы по тем направлениям дополнительного образования, которые сегодня интересны системе образования, — рассказывает Максим Равильевич Резаков, директор Института развития образовании города Астрахани. — Например, недавно мы сделали для педагогов программу дополнительного образования по финансовой грамотности, адаптировав одну из программ, которые реализовывались Всемирным банком. У нас есть курсы по повышению квалификации и внедрению программ дополнительного образования в образовательных организациях. Педагоги могут работать с этими программами в школах либо без нашей помощи, либо реализовывать их вместе с нами через механизмы модерации и сотрудничества».
БУДУЩЕЕ – ЗА НАВИГАТОРАМИ
Эксперты предупреждают: в ближайшие годы нас ожидает бум навигаторов в сферу дополнительного образования детей. Для родителей это означает новый удобный сервис и новые возможности выбора кружка или секции для ребенка. Для системы образования это — новые вызовы.
В регионах еще только осваивают навыки информирования семей о программах дополнительного образования.
Опыт создания подобных навигаторов есть в пилотных регионах.
С помощью «Навигатора системы дополнительного образования Республики Бурятия» можно будет оперативно информировать родителей об услугах дополнительного образования и независимой оценке качества организаций дополнительного образования.
В Астраханской области ту же задачу решают личные электронные кабинеты родителей.
В них мамы и папы могут узнавать, аккуратно ли их ребенок посещает занятия в кружках и секциях.
А в Бурятии с этой целью будут использовать мощности уже созданной в Республике системы «Контингент».
Она тоже позволяет родителям иметь свой личный кабинет и отслеживать посещения занятий во Дворцах творчества, кружках и спортивных секциях.
Навигаторы в области дополнительного образования вскоре появятся во всех регионах: это требование федерального уровня.
Эксперты указывают, что навигаторы могут превратиться в эффективный инструмент оповещения родителей о программах дополнительного образования.
Их можно будет использовать и для проведения независимой оценки качества этого уровня образования.
«Совмещение работы независимой оценки качества образования и навигатора — это очень перспективная возможность! – считает Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. — Связь с навигатором откроет новые возможности для независимой оценки качества образования и сделает ее полезнее для родителей. Навигаторы дополнительного образования стали появляться даже в мобильных приложениях. Пока еще идет разработка таких приложений. Но это — широкое поле, на котором в будущем еще предстоит работать».
НОВЫЕ МОДЕЛИ, НОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Современное дополнительное образование детей – это пространство свободного выбора, пространство проб и ошибок. В нем нет оценок и федеральных стандартов.
Оно живет по иным законам, чем общеобразовательная школа, колледж или вуз.
Чтобы создать систему неформального образования XXI века, взрослым предстоит решать задачи нового уровня и осваивать новые модели.
«На ближайшие годы перед нами поставлена задача формирования современной системы управления дополнительным образованием, — подводит итог директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ Высшая школа экономики Сергей Геннадьевич Косарецкий. – Она предусматривает создание в каждом регионе региональной модели дополнительного образования, включающей в себя взаимоотношения с партнерскими организациями. Такую модель можно сравнить с созданием экосистемы дополнительного образования, в которой каждый ребенок найдет возможность заняться тем, что ему интересно и нужно.
В каждом регионе будет функционировать свой региональный модельный центр дополнительного образования плюс разнообразные муниципальные площадки. Все региональные модельные центры будут связаны с федеральными модельными центрами. Такую систему уже начинает выстраивать Российская Федерация. Будем надеяться, что система дополнительного образования станет развиваться более динамично и в ближайшие годы выйдет на новые показатели охвата».
Подходит к концу 2017 год. В этом году мы отметили пятилетие майских Указов Президента России. В них перед образовательной политикой была поставлена цель: создать условия для того, чтобы к 2020 году три четверти российских детей в возрасте от 5 до 18 лет могли посещать Дворцы детского творчества, кружки и секции.
Пути достижения этого результата были намечены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в «дорожной карте» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Впервые в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы была выделена отдельная задача: развитие дополнительного образования детей (задача 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»).
Для ее решения в 2016-2017 годах в регионах России был реализован комплекс мер, направленных на развитие эффективной системы дополнительного образования детей. В Министерстве образования и науки Российской Федерации эту деятельность курирует Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
В 2017 года настало время подвести первые итоги.
УЧЕНЫЕ УБЕЖДЕНЫ В ТОМ, ЧТО СЕГОДНЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ЭТО НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
«В 2016 года в России произошло много институциональных изменений, обусловивших новое отношение к дополнительному образованию детей, — отмечает Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования НИУ Высшая школа экономики. – С 2017 года в нашей стране был введен специальный код бюджетной классификации для дополнительного образования детей. Это — итог трехлетней работы многих специалистов, в том числе из НИУ ВШЭ. И сегодня мы впервые можем не только увидеть статистику по каждому региону Российской Федерации, но и проанализировать дифференциацию между муниципалитетами по тому критерию, сколько средств было направлено на дополнительное образование детей в каждом из них. Возможность видеть масштаб этих средств и их движение в каждом муниципалитете, стало важным достижением этого года. До сих пор у нас финансировалась сеть учреждений дополнительного образования детей, а не само это образование. Мы не знали, сколько средств муниципалитеты тратят на этот сектор образования. Теперь – знаем».
В 2017 году экспертам удалось, опираясь на данные Росстата, оценить суммы затрат на дополнительное образование в разных регионах и муниципалитетах России.
В консолидированном бюджете на эти цели было запланировано 213 миллиардов рублей.
К ним прибавились 200 миллиардов рублей из средств регионов и муниципалитетов.
«Для сравнения: масштаб вложений в дополнительное образование детей сегодня превышает объем средств, направляемых на среднее профессиональное образование в субъектах и муниципалитетах, — объясняет Ирина Абанкина. – Такие объемы бюджетных средств по своему масштабу могут быть соотнесены с одним из уровней образования: средним профессиональным образованием. Ознакомившись с этими цифрами, мы впервые можем сделать вывод, что в 2017 году в нашей стране дополнительное образование детей стало полноценным уровнем образования».
Сегодня большинство организаций дополнительного образования детей финансируются муниципалитетами.
Проанализировав муниципальные вложения в эту сферу образования, исследователи сделали вывод: большая часть средств уходит на зарплаты педагогов и финансирование текущей деятельности.
Лишь некоторые муниципальные бюджеты могли выделить средства на развитие инфраструктуры и переоснащение программ дополнительного образования.
«Поэтому для нас так важны национальные приоритеты, которые держат в фокусе развитие дополнительного образования и инвестирование в его инфраструктуру, — говорит Ирина Абанкина. — Эта институциональная среда позволяет перейти к управлению результатами, к движению финансовых средств вслед за интересами самих детей. Внутри нее можно согласовывать цели и политику дополнительного образования, начиная с уровня органов местного самоуправления».
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ СДАВАТЬ ГТО ПО ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Каким должно быть дополнительное образование в современном мире? За последние годы изменилось представление о том, какую роль оно играет в жизни каждого ребенка, каждой семьи, каждой социальной группы и – всей системы образования.
С каждым годом растет ранний интерес детей к новым технологиям, к разным формам научно-технического творчества.
В сфере их увлечений — 3D моделирование и робототехника,
«Мы входим в цифровую экономику. Сегодня уже обсуждается аналог ГТО по цифровой экономике, — отмечает Татьяна Всеволодовна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики НИУ Высшая школа экономики. — Мне кажется, что именно система дополнительного образования могла бы дать возможность школьникам оценить свои способности и знания в этой области. Такого рода результаты и полученные квалификации и компетенции в области цифровой экономики могли бы приносить выпускникам дополнительные баллы при поступлении в вузы».
До 2016 года школьники России могли реализовать свои таланты в нескольких уникальных центрах, которые давали детям дополнительное образование с использованием самых современных технологий.
В 2011 году открылся первый Город Профессий: детский парк игрового обучения, в котором все выглядит и действует, как в настоящем городе. В 2013 году в Новосибирске начал работу первый кружок робототехники под брендом «Лига роботов».
В 2017 году около двух сотен его секций действуют в Москве и 20 регионах Российской Федерации.
Большим успехом у детей пользуются профильные смены и партнерские программы исследовательской и научно-технической направленности в лагерях «Сириус» «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», которые работают круглогодично и посменно.
Однако попасть в них – большая удача и для школьника, и для его семьи.
Родительские форумы пестреют вопросами: «Как нам попасть в «Сириус»?», «Мы живем в селе. Научите нас, как достать для ребенка путевку на профильную смену в «Артек»?»
Большинство детей из возрастной когорты «от 5 до18-ти» по-прежнему живет в селе и в малых городах.
Тем самым сокращаются шансы молодого поколения получить самое современное неформальное образование в области новых технологий.
Поэтому перед страной была поставлена задача: создать в каждом субъекте Российской Федерации новые возможности для дополнительного образования детей в области современных технологий.
Эксперты подчеркивают: единых решений для всех субъектов Российской Федерации не будет.
На повестке дня стоит иная задача: создать разнообразные модели организации деятельности, которыми могли бы воспользоваться другие регионы и муниципалитеты.
В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования был объявлен конкурс «Реализация современных моделей организации дополнительного образования детей в области технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков».
В нем победили 16 государственных и негосударственных организаций из разных регионов России. Каждая из них по праву демонстрирует свое лидерство в дополнительном образовании.
Среди победителей – государственные классические и педагогические университеты (Петрозаводск и республика Башкортостан), Институт развития образования (Ярославская область), технопарки и кванториумы (детские технопарки «Кванториум» из Набережных Челнов и «Кванториум Югры» из Ханты-Мансийского автономного округа), детские Малые академии наук (одна — в Подмосковье, другая — в Севастополе), региональная общественная организация (Красноярск), образовательный фонд (Краснодарский край), негосударственный научно-технический центр «Сайберкад» из Ставропольского края…
На этих экспериментальных площадках развиваются различные формы и направления дополнительного образования детей, научно-исследовательского и технического творчества, сетевого взаимодействия, дистанционного образования.
Сегодня особую важность приобретают модельные разработки, конкретные кружки «под ключ», с программным продуктом, привязанной к ним образовательной программой и программой подготовкой кадров.
«Мы ожидаем от участников эксперимента моделей, которые могли бы быть распространены на другие субъекты Российской Федерации», — говорит Ирина Абанкина.
«ОСОБЕННОСТЬ НАШИХ ПРОЕКТОВ – ИНКЛЮЗИВНОСТЬ»
Есть еще одна важная составляющая новых проектов: не только увлечь подростков техническим творчеством, но рассказать о том, как оно может помочь людям.
«Наши школьники вместе с наставниками конструируют особый прибор, который позволяет слепому человеку спокойно ходить по улицам, зная, где он находится. С его помощью можно добраться до любого объекта, — рассказывает Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР лицея № 176 Новосибирска. — Этот прибор основан на двух типах антенн – широкоформатной и узкоформатной. Если направить антенну в определенную сторону, в наушник придет сигнал: «Вы на улице Немировича — Данченко, на стороне, где нумерация идет по возрастающей». Слепой человек с этим прибором в руках может самостоятельно передвигаться по улице. Принципиальное отличие нашего прибора от существующих навигационных систем в том, что они настроены на систему Глонасс, а у нас в Новосибирске не везде устойчивая зона покрытия. Поэтому слепому человеку труднее выстроить маршрут своего передвижения по городу. Зато прибор, конструируемый нашими школьниками, позволяет ему передвигаться в любом месте города». Лариса Валерьевна Ефанова продолжает: «Наши ребята придумали интересное решение для обучения школьников быстрому счёту, мы назвали проект «Абакус (ментальная арифметика)». Программа позволяет овладеть навыками быстрых арифметических вычислений не только детям нормы, но и слабовидящим школьникам. Среда разработки Visual Studio, язык программирования C#. Созданная школьниками программа «Абакус» имеет богатый интерфейс пользователя и набор инструментов.
Новые проекты по развитию дополнительного образования в пилотных регионах направлены не только на вовлечение ярких и талантливых детей, но и тех, которых мы называем детьми с особыми нуждами или с ограниченными возможностями здоровья.
В «Региональном модельном центре» Республики Бурятии уже привели в готовность и переоборудовали помещения, чтобы дети с ОВЗ могли заниматься в них по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа «Доступная среда» действует по всей республике.
К ней подключились школы и муниципальные организации дополнительного образования.
А для детей с ограничениями здоровья, которые не могут посещать занятия, «Региональный модельный центр» разработал сайт дистанционного образования «Центр равных возможностей». На нем будут выкладываться видеоуроки и методические рекомендации для педагогов и родителей.
Тогда школьники с ОВЗ смогут учиться по программам дополнительного образования дистанционно, в зависимости от рекомендаций врача. Важно, что они в этом случае смогут выбирать программы дополнительного образования и получать обратную связь от опытных педагогов.
«Особенность наших проектов в области дополнительного образования – инклюзивность, — объясняет Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР лицея № 176 Новосибирска. — В каждой профильной смене участвуют слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие дети. Мы вовлекаем в работу детей с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра и даже школьников с такой нозологией как дефицит внимания».
17 образовательных организаций Новосибирска (в том числе коррекционные школы), объединились в сеть социального партнерства, которая распространяется и на уровень региона.
Ученики из коррекционных школ принимают участие в каждой профильной смене и в организуемых для всех хакатонах.
КАК «ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ» ПРЕВРАЩАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проекты, над которыми дети работают в рамках программ дополнительного образования, должны быть социально значимы и востребованы в обществе.
Одно из важнейших направлений, позволяющих детям и подросткам почувствовать себя частью социума, — это экология.
В Тверской области получила грант ФЦПРО экспериментальная площадка по развитию школьных лесничеств.
А в Астраханской области сельские школьники осуществляют экологические проекты, которые имеют большое значение для региона.
«Помните, как мы все вели в школе дневники наблюдений? — говорит Максим Равильевич Резаков, директор Института развития образовании города Астрахани. — Мы снимали показания барометра и термометра, но это не имело практической пользы. Сегодня в сотне школ Астраханской области есть наборы датчиков для определения температуры почвы и уровня загрязненности воды. Учащиеся каждую пятницу проводят анализ уровня загрязненности воды, температуры почвы… Метеостанции расположены на каждом 100 километре, а школы – чаще. С помощью школьников можно проводить единые комплексные обследования на уровне целого региона, которые представляют как исследовательский, так и практический интерес. Если мы получим полноценное исследование о том, что уровень загрязненности воздуха за пять лет увеличился, то многие проекты нужно срочно запускать в другом масштабе. И очень важно, что эти данные собраны не общественными активистами (которые поработали перед выборами и уехали), а непосредственно жителями региона, школьниками».
…Многие астраханские школьники с 1-2 класса начинают заниматься своей будущей профессией. Даже младшеклассники могут участвовать в сетевом проекте «Аквапоника», который разворачивается в 30 образовательных организациях на территории Астраханской области. Школьники работают на аквапонических системах закрытого цикла, выращивают рыбу и определенные растения, заполняют журналы наблюдений. Данные, собранные ими в рамках единого исследовательского проекта, загружаются на платформу «ГлобалЛаб», которая сводит их в единую таблицу.
Краудсорсинговая площадка, которая сегодня создана в Институте развития образования Астраханской области, открыта для всех: любой ребенок имеет возможность разместить на ней свой проект.
Впрочем, чаще всего к проекту присоединяются целыми школами. Ведь единая онлайн платформа снимает вопрос о стоимости программ.
В Астрахани понимают образовательную сеть не как взаимодействие двух учреждений, но как инновационную интерактивную дистанционную площадку, которая позволяет использовать ресурсы в онлайн форме.
На площадке выкладываются уже проработанные методистами проекты для педагогов дополнительного образования или основной школы, которые закрывают те или иные модельные блоки по дополнительному или общему образованию.
С помощью небольших корректировок программу дополнительного образования стремятся привязать к программе общего образования и работать по модели «перевернутый класс».
ПИЛОТНЫЕ РЕГИОНЫ ВВОДЯТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Институт развития образования города Астрахани стремится использовать те ресурсы и то лабораторное оборудование, которое уже есть в школах.
Однако для многих программ научно-исследовательской и технической направленности требуются дополнительные средства. Требуются они и для созданий условия, в которых будут заниматься дети в ОВЗ.
Это — более дорогие программы и по уровню оборудования и по квалификации педагогов.
Смогут ли семьи отправлять детей на эти программы бесплатно?
«Для нас сегодня очень важно справедливое распределение средств: финансирование выбора семей, поддержка их заинтересованности в получении дополнительного образования, — подчеркивает Ирина Абанкина. – Мы переходим к поддержке реализации программ на условиях персонифицированного выбора: это значит, что бюджетные деньги следуют за выбором семей».
В 2016 году в рамках ФЦПРО впервые объявлен конкурс среди субъектов Российской Федерации на 2016-2017 годы по мероприятию «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».
Пилотный проект проводится в Астраханской, Вологодской, Тульской областях, Пермском крае, Республиках Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе.
В 2017 году к этим регионам присоединились Республика Бурятия и Тюменская область.
Каждый из регионов получил субсидию из федерального бюджета почти на 200 млн. рублей.
Среди экспериментальных программ, которые реализуют эти субъекты Российской Федерации, — модели персонифицированного финансирования для системы дополнительного образования этих регионов, отработка механизмов независимой оценки качества дополнительного образования и информирования семей о программах дополнительного образования.
Но главное — регионы переходят на механизмы прозрачного формульного расчета субсидий на дополнительное образование, рассчитанные в человеко-часах.
Это имеет ключевое значение для управления системой дополнительного образования.
«Регионы к концу 2017 года наработали лучшие практики, направленные на прозрачность расходовании бюджетных средств в области дополнительного образования, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина. – Ханты-Мансийский автономный округ и Астраханская область уже с 2016 года распределяли деньги на дополнительное образование детей на основе норматива. А в 2017 году надо, прежде всего, отметить достижения Белгородской и Курской областей, Ставропольского и Краснодарского краев».
Эксперты подчеркивают: в 2017 году впервые в истории России деньги на дополнительное образование стали адресными.
Они идут из регионального бюджета в муниципальные бюджеты по отдельному каналу. Это стало возможным потому, что для дополнительного образования сформирован специальный код бюджетной классификации.
Теперь эти денежные потоки можно разбить на ручейки и распределить по семьям с помощью сертификатов.
Каждый сертификат позволяет семьям отправить детей на обучение по шести направлениям общеразвивающих программ дополнительного образования: технической естественнонаучной, спортивной, художественной, туристическо-краеведческой и социально-педагогической.
В 2017 году часть пилотных регионов выдает семьям сертификат в денежном выражении.
Это значит: семьям, заключившим договор с муниципалитетом на услуги дополнительного образования, называют точную сумму, которая заложена в сертификат.
Они будут знать, сколько рублей будет стоить программа дополнительного образования для их ребенка.
В других субъектах Российской Федерации (например, в Республике Бурятии и в Астраханской области) наполнение сертификата выражено в часах. В Бурятии и в Астраханской области этот документ выдается семье в электронном виде: в одном случае — на 216 бесплатных часов дополнительного образования в год, в другом – на 316 часов. Руководители образования Республики Бурятия указывают, что почасовые нормативы на одного ребенка различаются по муниципалитетам, поэтому удобнее определять программу в часах. Большинство программ дополнительного образования укладывается в их республике в 216 часов.
В Астраханской области бюджет сам рассчитывает (в зависимости от того, какие программы выбраны детьми) общий объем субсидий организациям, которым семьи передали свои электронные сертификаты.
«Если говорить о введении нормативно-подушевого финансирования в дополнительное образование, мне кажется наиболее последовательной и убедительной практика Белгородской области, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина. – Здесь ввели стоимостные группы в соответствии с направленностями образовательных программ. Сегодня в дополнительном образовании Белгородской области финансируются человеко-час (в среднем, это 64 рубля). Для сравнения: соответствующий базовый норматив, рассчитанный на минимальном уровне (это – уровень Республики Дагестан) равняется 36 рублям 44 копейкам. В Белгородской области все просчитано, сформирован грамотный перечень услуг, который реально является основной для установления муниципальных заданий при распределении бюджетных ресурсов.
Немало сделано в этом направлении и в Курской области. Очень большую работу проделал Краснодарский край, — продолжает Ирина Абанкина. – Органы исполнительной власти края приняли много документов, провели немало семинаров по повышению квалификации как для руководителей организаций дополнительного образования, так и для финансовых органов, которые реализуют этот подход.
В Ставропольском крае приняты два норматива для каждой направленности программ дополнительного образования. Задача образовательной организации — распределить их.
Один норматив рассчитан для общеразвивающих программ с федеральными государственными требованиями и второй (в два раза ниже первого) – для программ, в которых эти требования не предусмотрены.
Внутри общеразвивающих программ нет стоимостных групп. Это объясняется тем, что трудно заранее предсказать, сколько детей придет на ту или иную направленность. Органы власти рассчитывают субсидии на основании единого норматива, но предоставляют право самим организациям дополнительного образования распределить средства на оплату труда педагогов и на оснащение учебного процесса.
Это происходит в соответствии с тем, сколько учащихся пришли на ту или иную направленность».
ТЬЮТОР ИЛИ ВОЖАТЫЙ?
Одно из актуальных направлений дополнительного образования, — это программы воспитания гражданской позиции.
Общепризнанно, что программы дополнительного образования помогают лучше освоить школьные предметы.
Однако обучение по программе можно построить так, чтобы она дала школьникам возможность почувствовать себя гражданином своей страны, республики, города или деревни.
В семьях, проживающих в Российской Федерации, формируется спрос на программы дополнительного образования патриотической направленности.
По данным мониторинга экономики образования НИУ Высшая школа экономики 2015-2016 года, 5% семей выбрали для детей занятия туристическо-краеведческой направленности и 3% — программы, связанные с военно-патриотическим воспитанием.
Эксперты убеждены, что востребованность программ, дополнительного образования, развивающие гражданскую позицию, станет выше, если разработчики программ в регионах будут учитывать запросы семей.
Пример активной работы в этом направлении дает экспериментальная площадка в Республике Чечня.
«Ни для кого не секрет, что субъекты Российской Федерации – очень разные. Они отличаются друг от друга даже на Кавказе, — говорит Анна Александровна Карпухина начальник Отдела развития и продвижения проектов Чеченского государственного педагогического университета. — Чеченская республика — один из уникальных субъектов Российской Федерации. Поэтому у нас все федеральные программы для работы с детьми и любых общественных организаций нужно адаптировать под запросы республики, учитывая факторы религии и национальности. Эту задачу и решает наш ресурсный центр по сопровождению программ, обеспечивающих социализацию и формирование гражданской идентичности детей и молодежи в Чеченском государственном педагогическом университете. Мы помогаем учителям и школам Чечни адаптировать к реалиям их жизни федеральные программы, конкурсы и мероприятия общественной направленности. Учителям не нужно тратить на это слишком много времени, отвлекаясь от своей основной работы».
…На сайте Чеченского государственного педагогического университета скоро появится отдельный раздел с программами дополнительного образования, которые могут использовать учителя и общественные организации республики. Он станет методической и новостной платформой для создания единой сети школ, вузов и общественных объединений Чечни.
«Сейчас студенты нашего педагогического университета не реже одного раза в неделю выходят временными вожатыми в школы, — объясняет Анна Александровна Карпухина. – Этот пример — первый на Кавказе. У нас в республике 499 школ, мы работаем с 50 из них. Но только 24 из них расположены в городах, остальные – в горных районах. Мы подготовили уже 150 студентов, которые недавно начали работу в школах. У нас до сих пор вожатых в школах не было. Наша задача и посыл Министерства образования – возродить систему вожатых и содействовать развитию «Российского движения школьников. Будущие педагоги должны не только отрабатывать свой предмет: у них для этого есть учебная практика. Заниматься с детьми они должны прямо сейчас».
Новые вожатые в официальных документах называются тьюторами. Некоторые студенты надеялись, что их тьюторство будет заключаться только в посещении семинаров. Познакомившись со школой поближе, новые вожатые решили, что настоящая школьная жизнь гораздо интереснее семинаров. Одни вожатые-тьюторы собираются проводить школьный фестиваль короткометражных фильмов, другие хотят реализовать экологические и патриотические программы воспитания.
Теперь они сами просят у своих наставников познакомить их с новыми программами дополнительного образования.
А в Новосибирске выстраивается очередь из желающих получить подготовку тьютора для работы по программам дополнительного образования детей и проведения профильных смен.
«Мы изначально закладывали в программу подготовки тьюторов цифру в 100 человек, но сейчас их уже 150, — рассказывает Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по УВР Лицея № 176 Новосибирска. — Особенность нашей программ подготовки тьюторов в том, что мы берем не только людей с педагогическим образованием. Сама программа предполагает получение основ педагогической компетенции. И еще подготовка тьюторов сопровождается психолого-педагогическим лекторием на 72 часа. В основу курсов заложены особые методики, на основании которых можно отследить свойственную некоторым людям скрытую агрессию. В этом случае им не рекомендовано работать с детьми. Но таких людей среди желающих стать нашими тьюторами мы еще ни разу не встретили!».
«Хочется отметить, что мы сделали интересное предложение для людей старшего возраста, имеющих базовое инженерное образование, поясняет Лариса Валерьевна Ефанова. – Помимо программы подготовки тьюторов, у нас реализуется программа подготовки наставников, в рамках которой инженеры старшего поколения проходят переподготовку по актуальным современным компетенциям, таким как «Беспилотные летательные аппараты», «Мобильная робототехника», «3D компас», «3D принтер», «Программирование», «Станки с ЧПУ», «Архитектурное моделирование и макетирование», «Конструирование одежды», «Куборо». И надо сказать, что очередь из желающих пройти переподготовку расписана на полгода вперед».
«Мы регулярно составляем программы по тем направлениям дополнительного образования, которые сегодня интересны системе образования, — рассказывает Максим Равильевич Резаков, директор Института развития образовании города Астрахани. — Например, недавно мы сделали для педагогов программу дополнительного образования по финансовой грамотности, адаптировав одну из программ, которые реализовывались Всемирным банком. У нас есть курсы по повышению квалификации и внедрению программ дополнительного образования в образовательных организациях. Педагоги могут работать с этими программами в школах либо без нашей помощи, либо реализовывать их вместе с нами через механизмы модерации и сотрудничества».
БУДУЩЕЕ – ЗА НАВИГАТОРАМИ
Эксперты предупреждают: в ближайшие годы нас ожидает бум навигаторов в сферу дополнительного образования детей. Для родителей это означает новый удобный сервис и новые возможности выбора кружка или секции для ребенка. Для системы образования это — новые вызовы.
В регионах еще только осваивают навыки информирования семей о программах дополнительного образования.
Опыт создания подобных навигаторов есть в пилотных регионах.
С помощью «Навигатора системы дополнительного образования Республики Бурятия» можно будет оперативно информировать родителей об услугах дополнительного образования и независимой оценке качества организаций дополнительного образования.
В Астраханской области ту же задачу решают личные электронные кабинеты родителей.
В них мамы и папы могут узнавать, аккуратно ли их ребенок посещает занятия в кружках и секциях.
А в Бурятии с этой целью будут использовать мощности уже созданной в Республике системы «Контингент».
Она тоже позволяет родителям иметь свой личный кабинет и отслеживать посещения занятий во Дворцах творчества, кружках и спортивных секциях.
Навигаторы в области дополнительного образования вскоре появятся во всех регионах: это требование федерального уровня.
Эксперты указывают, что навигаторы могут превратиться в эффективный инструмент оповещения родителей о программах дополнительного образования.
Их можно будет использовать и для проведения независимой оценки качества этого уровня образования.
«Совмещение работы независимой оценки качества образования и навигатора — это очень перспективная возможность! – считает Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. — Связь с навигатором откроет новые возможности для независимой оценки качества образования и сделает ее полезнее для родителей. Навигаторы дополнительного образования стали появляться даже в мобильных приложениях. Пока еще идет разработка таких приложений. Но это — широкое поле, на котором в будущем еще предстоит работать».
НОВЫЕ МОДЕЛИ, НОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Современное дополнительное образование детей – это пространство свободного выбора, пространство проб и ошибок. В нем нет оценок и федеральных стандартов.
Оно живет по иным законам, чем общеобразовательная школа, колледж или вуз.
Чтобы создать систему неформального образования XXI века, взрослым предстоит решать задачи нового уровня и осваивать новые модели.
«На ближайшие годы перед нами поставлена задача формирования современной системы управления дополнительным образованием, — подводит итог директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ Высшая школа экономики Сергей Геннадьевич Косарецкий. – Она предусматривает создание в каждом регионе региональной модели дополнительного образования, включающей в себя взаимоотношения с партнерскими организациями. Такую модель можно сравнить с созданием экосистемы дополнительного образования, в которой каждый ребенок найдет возможность заняться тем, что ему интересно и нужно.
В каждом регионе будет функционировать свой региональный модельный центр дополнительного образования плюс разнообразные муниципальные площадки. Все региональные модельные центры будут связаны с федеральными модельными центрами. Такую систему уже начинает выстраивать Российская Федерация. Будем надеяться, что система дополнительного образования станет развиваться более динамично и в ближайшие годы выйдет на новые показатели охвата».